Образец написания характеристики ученика
1. Общие
сведения об ученике
Фамилия,
имя, возраст, класс, национальность, внешний вид, профессиональная деятельность
(занятие), родителей, внеучебные интересы школьника.
2.
Физическое развитие и состояние здоровья
Особенности
физического развития, его соответствие возрасту.
Состояние
здоровья, занятие спортом (если да, то каким видом спорта занимается?
Спортивные достижения). Имеет ли вредные пристрастия (курение, употребление
алкоголя, наркотиков и др.)? (Используются данные из школьного медпункта,
беседы с родителями (родственниками), классным руководителем, самим учеником.)
3. Условия
семейного воспитания
Состав
семьи, её социальное положение, образование родителей, жилищные и бытовые
условия, материальная обеспеченность. Нравственный климат в семье,
положительные, отрицательные (если они имеют место) стороны воспитания
школьника. Отношение школьника к членам семьи.
4. Интересы
школьника
Учебные и
внеучебные интересы. Их устойчивость, диапазон (широкие, локальные), сила,
проявления, направленность.
5.
Интеллектуальное развитие
Особенности
памяти (способ запоминания: зрительный, слуховой и др. ; прочность, быстрота и
полнота запоминания и др.).
Особенности
мышления. Развитость умений умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификаця, обобщение и др.), склад ума, логичность в суждениях, уровень
самостоятельности мышления и др.
Особенности
внимания. Устойчивость, переключение, концентрация, степень развития
произвольного внимания, умение распределять внимание и др.
Уровень
развития общеучебных умений. Умения планировать и организовывать учебную
работу, отыскивать нужную информацию. Степень рациональности учебных умений,
культура умственного труда и др.
Развитие
речи. Запас слов, культура речи, умение рассуждать и делать выводы, грамотность
и выразительность речи и др.
6.
Способности
Уровень
развития общих умственных способностей. Наличие специальных способностей, их
выраженность.
7.
Особенности темперамента
Какой тип
темперамента преобладает? Сила-слабость нервной системы (подвижность,
уравновешенность, реактивность, темп психических реакций) и др.
8.
Эмоциональные проявления
Преобладающий
эмоциональный тонус, устойчивость эмоциональных состояний, как часто меняется
настроение учащегося? Характер протекания эмоций (вспыльчивость, сдержанность и
тд.). Степень агрессивности (депрессивности). Степень эмоциональной
возбудимости (впечатлительность, раздражительность) и др.
9. Волевые
качества
Целеустремлённость,
самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка и самообладание,
умение управлять своими чувствами, организованность и др.
10.
Отношение к коллективу учащихся класса и учителям
Доволен ли
своим местом в коллективе? Если нет, то какое бы место (роль) хотел занять?
Отношение к жизни коллектива, проявляет ли личную инициативу в общественной
жизни коллектива, проявляет ли личную инициативу в общественной жизни
коллектива? Отношение к общественному мнению, отношение большинства учащихся
класса к ученику, пользуется ли уважением со стороны учителей, учащихся класса?
Отношение к ученикам противоположного пола. Какие общественные поручения
выполняет? Наличие (отсутствие) близких друзей из класса. Степень проявление
товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка, возможность к предательству
и т.д.).
11. Уровень
притязаний и самооценка
Стремление
занять то или иное место в классном коллективе, достичь определенной цели в
учебе, в жизни, вообще. Адекватность самооценки в той или иной деятельности, в
поступках, в своих личных качествах, внешнем виде и т.д. (завышенная,
заниженная, адекватная).
12.
Морально-этические качества
Честность,
справедливость, чуткость, заботливость, склонность к предательству, лицемерию,
нарушению правовых норм. Тактичность в отношениях с учениками, учителями,
родственниками, взрослыми людьми. Надежность в дружбе. Способность защитить
близкого или попавшего в сложную ситуацию человека, животных и д.р.
13.
Заключение
Делается
вывод о том, какие качества, черты характера являются доминирующими, влияющими
на учебную и личную жизнь школьника; какие особенности, недостатки в поведении,
в учебной работе, в отношении с другими людьми необходимо изменять, улучшать;
какое педагогическое влияние целесообразно применить для этого. |