Положение о классном руководителе школы
1. Общие положения
1.1. Классный руководитель -
педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора
межличностных отношении и защитника воспитанников своего класса в трудных
деловых и психологических коллизиях школьной жизни.
1.2. Классный руководитель
имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование или опыт работы
с детьми не менее 5 лет.
1.3. В своей деятельности
классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией
прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы.
1.4. Классный руководитель
назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и
временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть
возложены на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном
классе.
1.5. Руководство
деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной
работе.
1.6. Классный руководитель
отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и
заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.
2. Функции
Основными функциями
деятельности классного руководителя являются:
2.1. Организация деятельности
классного коллектива.
2.2. Организация учебной
работы классного коллектива.
2.3. Организация внеучебной
жизни класса.
2.4. Изучение личности
школьников.
2.5. Социальная защита
школьников.
2.6. Работа с родителями.
3. Должностные обязанности
Классный руководитель имеет
следующие должностные обязанности:
3.1. Ведет журнал.
3.2. Ведет личные дела
учащихся и следит за их состоянием.
3.3. Организует классный
коллектив.
3.4. Организует дежурство по
классу, школе, столовой.
3.5. Соблюдает санитарное
состояние прикрепленного кабинета.
3.6. Заботится о внешнем виде
воспитанников.
3.7. Организует питание.
3.8. Заботится о финансовом
обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).
3.9. Осуществляет строгий
контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями
контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины.
3.10.
Создает обстановку, благоприятствующую учебе.
3.11.
Координирует деятельность учителей, работающих в классе.
3.12.
Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу
успеваемости школьников.
3.13.
Создает особые условия для развития наиболее одаренных детей, развития их
познавательных интересов, расширения их кругозора (вовлекает в кружки,
факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение
театров, выставок и т. д.).
3.14.
Привлекает психолога для организации умственного труда учащихся (цикл бесед,
индивидуальные рекомендации).
3.15.
Создает благоприятный микроклимат в классе, формирует благожелательные
межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
3.16.
Организует творческие дела в классе.
3.17.
Организует охрану и укрепление здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье
школьников, вовлекает учащихся в физкультуру, спортивную работу.
3.18. Помогает деятельности различных детских
общественных организаций.
3.19.
Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела,
определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи
классного руководителя с классом, проводит один тематический классный час в
месяц.
3.20.
Изучает личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая
мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
3.21.
Работает с характеристиками учащихся.
3.22.
Помогает учащимся в выборе профессии.
3.23.
Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей
(если такие есть в классе). Сотрудничает с социальным педагогом.
3.24.
Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.
3.25.
Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.
3.26.
Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы
риска.
3.27. Проводит тематические родительские собрания
один раз в четверть.
3.28.
Изучает условия воспитания в семье.
3.29.
Работает с родителями индивидуально.
3.30.
Привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса.
3.31.
Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации,
ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
3.32.
Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами,
товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание,
занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
3.33.
Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка.
3.34. Организует и участвует в педагогических
консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при
необходимости посещает уроки учителей-предметников.
3.35.
Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему
кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту
жительства.
3.36.
Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь,
здоровье и безопасность в школе.
3.37.
Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических
совещаний.
4. Режим работы классного руководителя
4.1. Общие правила
организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов
о труде Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.
4.2. Рабочее время классного
руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, 4 часа (20% от ставки учителя).
4.3. Час классного
руководителя (часы общения) - один раз в неделю по расписанию, о чем делает запись
в классном журнале.
4.4. Количество воспитательных
мероприятий - не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть
общешкольным.
4.5. Количество -классных
родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
4.6. Отчеты о проделанной
работе предоставляются администрации по окончании учебного года по
утвержденному порядку.
4.7. В каникулярное и летнее
время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
5. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет
право в пределах своей компетенции:
5.1. Участвовать в работе
школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других
общественных органов школы.
5.2. Выступать с инициативой,
вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с
деловой, конструктивной критикой.
5.3. Создавать собственные
воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и
приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».
5.4. Защищать собственную
честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при
невозможности - в государственных.
5.5. Присутствовать на любых
уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без
права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания
учителю в течение урока).
5.6. Привлекать к
дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие
учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях
и взысканиях.
5.7. Поощрять учащихся в
порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
5.8. Требовать от
учителей-предметников информацию об организации учебно-воспитательного процесса
класса и отдельных учащихся.
6. Классный руководитель не имеет права:
6.1. Унижать личное
достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая
клички, навешивая ярлыки и т.п.
6.2. Использовать оценку
(школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
6.3. Злоупотреблять доверием
ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
6.4. Использовать семью
(родителей или родственников) для наказания ребенка.
6.5. Обсуждать за глаза своих
коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего
педколлектива.
7. Классный руководитель должен знать:
7.1. Закон Российской
Федерации «Об образовании».
7.2. Конвенцию ООН о правах
ребенка.
7.3. Педагогику детскую,
возрастную, социальную психологию.
7.4. Школьную гигиену.
7.5. Педагогическую этику.
7.6. Теорию и методику
воспитательной работы.
7.7. Основы трудового
законодательства.
8. Классный руководитель должен уметь:
8.1. Общаться с детьми,
поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример
деловитости и ответственности.
8.2. Видеть и формулировать
свои воспитательные цели.
8.3. Составить план
воспитательной работы в собственном классе.
8.4. Организовать
воспитательное мероприятие.
8.5. Организовать и провести
родительское собрание.
8.6. Пользоваться
психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими
методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.
9. Документация и отчетность
Классный руководитель ведет
(заполняет) следующую документацию:
9.1. Классный журнал.
9.2. План воспитательной
работы с классным коллективом.
9.3. Личные дела учащихся.
9.4. Психолого-педагогические
карты изучения личности учащихся.
9.5. Протоколы родительских
собраний.
9.6. Дневник учащихся.
9.7. Папки с разработками
воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических
исследований.
10. Ответственность
10.1. За неисполнение или
ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего
трудового распорядка школы, законных распоряжений директора или заместителя директора
школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный
руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном
трудовым законодательством.
10.2. За применение, в том
числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим
насилием над личностью учащегося, классный руководитель может быть освобожден
от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом
РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной
ответственности.
10.3. Виновный в причинении
школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных
обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке
и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.
Приложение. Текущие дела классного
руководителя
- Диагностирование учащихся: опросы, анкетирования,
собеседования, наблюдение, контроль дневников и классного журнала, определение
уровней воспитанности.
- Планирование воспитательной работы.
- Анализ воспитательной деятельности в классе.
- Ведение дневника наблюдений.
- Посещение учащихся на дому.
- Вовлечение учащихся в общественную деятельность.
- Проведение классных часов.
- Подготовка к конкурсам, соревнованиям,
олимпиадам.
- Проведение вечеров, дискотек, репетиции к концертам.
- Проведение родительских собраний и индивидуальная
работа с родителями.
- Посещение районных мероприятий.
- Заседания М/О классных руководителей.
- Профессиональная учеба.
- Подготовка отчетной документации.
- Участие в заседании педсоветов.
- Проведение экскурсий.
- Подготовка и проведение слетов и походов.
- Организация работы по дежурству и уборке
территории.
- Взаимодействие с учителями-предметниками.
- Организация досуга учащихся через систему
дополнительного образования.
- Учет успеваемости, анализ, организация помощи и
поддержки отстающих учащихся.
- Персональная работа с трудными (педагогически
запущенными) учащимися.
- Посещение уроков в конфликтных ситуациях и
взаимодействие с начинающими учителями.
- Проведение работы по профориентации учащихся.
- Организация творческой внеклассной деятельности
учащихся.
- Выпуск настенных газет, ведение летописи класса.
- Организация деятельности ученического
самоуправления.
- Анализ и разрешение конфликтных ситуаций.
- Сбор информации для ежемесячного поощрения
учащихся.
- Составление плана на каникулы и проведение
каникулярных мероприятий.
- Изучение читательских, музыкальных,
художественных интересов учащихся.
- Проведение внутриклассных спортивных
соревнований.
- Подготовка к школьным праздникам.
- Годовой отчет классного руководителя.
- Изучение литературы по классному руководству.
- Подготовка выступления на педсовете по проблемам
воспитания.
- Работа с активом класса.
- Подготовка справок и аналитических материалов для
администрации школы.
- Вечерние телефонные беседы с родителями.
- Организация работы в подшефном классе.
- Контроль за дисциплиной учащихся (явка в школу,
прогулы, опоздания, внешний вид).
- Организация медицинского наблюдения за состоянием
здоровья учащихся (зрение, нервная система, осанка и т.д.).
- Анализ учебной нагрузки, дозирование домашних
заданий, контрольных работ.
- Взаимодействие со школьным психологом при работе
с группой риска.
- Участие в общешкольных мероприятиях.
- Организация для родителей вечера-презентации
достижений учащихся (на выставке достижений представлены все успехи
класса и каждого ученика по самым разнообразным направлениям: успехи в спорте,
газеты, грамоты и дипломы, творческие работы, описания поступков и достижений).
- Организация изучения истории малой родины -
истории своей семьи, людей живущих рядом.
- Организация поддержки и помощи ветеранам,
инвалидам, больным детям.
- Круглогодичная акция «Зеленый мир» - выращивание
растений, уход за животными.
- Проведение игровых дней: психологические,
познавательные, творческие, спортивные игры.
|