Примерная схема для анализа воспитательной работы
класса за прошедший учебный год
1. Анализ
эффективности целеполагания и планирования (программирования) воспитательного
процесса в классе в прошедшем году:
• результаты
решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки,
действенность идей, которые выдвигались при планировании;
•
правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств
педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2. Анализ
динамики социальной ситуации развития учащихся:
•
особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший
учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации?
• какое
влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих
дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение
(родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях и других объединениях?
•
особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации
учащихся.
3. Анализ
развития коллектива класса:
•
социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития
коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем;
• особенности
нравственно-психологического климата в классе: харак¬тер взаимоотношений
учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу,
взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм,
отношения взаимной ответственности и заботы и т.д.); преобладающее отношение
учащихся к учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся
класса; особенности общения в классном коллективе;
• степень
вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс
планирования, организации и анализ совместной деятельности;
• развитие
общественной активности учащихся (их инициативность, творчество,
организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении
класса).
4. Анализ
участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
• основные
мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень
заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы,
активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности
школы) участия членов классного коллектива в школьных делах;
• участие
учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе
школьных кружков, секций, клубов, обществ и других объединений; влияние этой
деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
5. Анализ
развития учащихся класса:
• уровень
воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать, какие
факторы повлияли на их состояние);
• степень
развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в
интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах
деятельности;
• уровень
знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
• изменения
в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой
культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной,
экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической
культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие
самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге
- развитие культуры жизненного самоопределения);
• наиболее
яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
•
сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
• изменения
состава класса, происшедшие в течение года;
•
индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в
классном коллективе;
• учащиеся
группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы
поступков; влияние на них ближайшего соци¬ального окружения; наиболее
действенные приемы работы с ними;
задачи
воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о дальнейшей
социализации этих учеников).
6. Анализ
педагогического взаимодействия с семьей:
• влияние
родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
• участие
родителей в подготовке детей к семейной жизни.
7. Анализ
организации воспитательного процесса в классе и эффек¬тивности воспитательной
работы классного руководителя:
• что из
содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В
каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя
активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были
пассивными? Почему?
• насколько
удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном
году?
• какие
методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического
влияния наиболее положительно повлияли на раз¬витие и нравственное становление
учащихся?
• какая
деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и
ответственного отношения к труду?
• какие
мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году,
способствовали сплочению классного коллектива?
8. Выводы:
• об удачах
и находках, о накопленном положительном опыте;
• о
негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;
• о
нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
• о
перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
9.
Приложение.
В приложении
можно поместить:
• результаты
итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;
• сведения о
проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов
жизни классного коллектива;
• другие
аналитические материалы. |